памятки родителям
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей
8-800-2000-122 (звонки анонимные и бесплатные).
Телефоны доверия для детей, подростков и взрослых:
8-800-2000-122 - Всероссийский телефон доверия (звонок бесплатный);
+7 (4162) 44-94-59 (со стационарного телефона), 123 (звонок с мобильного
телефона) - телефон «Ребенок в опасности» Следственного управления
Следственного комитета РФ по Амурской области;
+7(4162)221-671-Уполномоченный по правам ребенка в Амурской области;
+7 (4162) 525-392 - Амурское отделение Российского детского фонда.
Информация по профилактике суицидального поведения
Материал родителям: «Профилактика суицидального поведения». Что такое суицид, и кто на него способен? (рекомендации по выявлению подростков группы суицидального риска)
Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
В категорию детей с суицидальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.
К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно.Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.
Помочь детям и подросткам, имеющим эту тенденцию личности можно лишь только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
Можно определить склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям. Различают внешние и внутренние суицидальные проявления.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
- суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
- суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
- суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
- суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
- завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.
Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.
Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Психодиагностика этих параметров – важная составляющая мероприятий по профилактике суицида.
У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.
У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Суицид подростков имеет следующие черты:
- суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
- конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
- суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
- суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
- средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
- Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
- Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
- Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
- Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:
- тревожное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
- затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
- напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
- депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
- выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
- тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
- употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка:
- неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
- беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
- неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
- отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
- серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми
Памятка для родителей
Роль родителей в профилактике суицидальных попыток
Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка.
В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?
Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?
Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственно возможным выходом из создавшейся ситуации.
Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».
Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста.
Материал для родителей
Суицид. История человечества свидетельствует о том, что насилие, агрессивность, жестокость распространены среди людей так же, как любовь, доброта, милосердие. Особая жестокость — это агрессия, направленная на себя (аутоагрессия). Она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, в нанесении себе телесных повреждений и в самоубийстве — суициде. Особенность самоубийства в том, что смерть является делом рук самого потерпевшего и всегда представляет насильственный акт. Следует, однако, четко признать, что всегда есть обстоятельства, которые доводят человека до самоубийства. Поэтому слово «самоубийство» носит условное значение. Существует убеждение, что кончают с собой психически больные люди. На самом деле они составляют лишь 25-27%, еще 19% — это алкоголики. Большая же часть самоубийц — это здоровые люди. Специалисты убеждены, что суициды — это результат влияния социальной среды, подрывающей веру человека. Намерение лишить себя жизни появляется у человека в условиях, когда он оценивает ситуацию как неразрешимый конфликт.
Причин самоубийств много. Это — болезнь, предательство, тяжелые условия жизни, проблема отцов и детей, любовные отношения, религиозное влияние и т. п. Покушений на самоубийство больше у женщин (в 8-10 раз), завершенных суицидов — у мужчин (в 4 раза). Сейчас наблюдается рост самоубийств среди детей и подростков. Профилактика суицидов заключается в психологических, педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление утраченного психологического и физиологического равновесия человека. Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая, информационная и силовая подготовка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Формы и методы профилактика суицидального поведения
Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, – подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.
Проблемой суицидального поведения несовершеннолетних занимаются также учреждения социальной защиты населения, управления здравоохранения, общественные организации, психологические центры. Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды.
Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование.
Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально- экономическим характеристикам.
Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
- Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению.
Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов.
Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения.
Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы.
По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения суицидального поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.
Роль родителей в профилактике суицидальных попыток
Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.
Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.
Одной из форм педагогической профилактики является социально- педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика с учащимися и их родителями – специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально- психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально. Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.
Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью:
профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Основная форма работы класса и родителей – это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).
МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ
№ | МИФЫ | ФАКТЫ |
1 | Если человек говорит о самоубийстве – он пытается привлечь к себе внимание | Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей |
2 | Самоубийство случается без предупреждения | Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке |
3 | Самоубийство – явление наследуемое | Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении |
4 | Те, кто кончают жизнь самоубийством, психически больны | Многие, совершающие самоубийство, не страдают никакими психическими заболеваниями |
5 | Разговоры о суициде могут способствовать его совершению | Разговор о самоубийстве не является причиной, не может быть первым шагом его предупреждения |
6 | Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться | Чаще всего эти действия повторяются вновь, и достигается желаемый результат |
7 | Покушающиеся на самоубийство желают умереть | Подавляющие большинство суициентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической (иногда физической) боли, чем умереть, поэтому готовы принять помощь |
8 | Все, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными | Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим |
9 | Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии | Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают ею |
10 | Самоубийство невозможно предотвратить | Знания о том, куда можно обратиться за помощью, могут предотвратить большую часть самоубийств |
11 | Самоубийцы редко обращаются за помощью | В течение полугода, предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам |
ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА 1
- Общей целью суицида является нахождение решения.
- Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
- Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
- Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
- Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность.
- Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
- Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
- Общим действием при суициде является бегство от действительности.
- Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
- Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.
ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА 2
(ищите несколько признаков)
- Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок, делает последние приготовления.
- Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
- Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
Появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.
- Письменные указания в письмах, записках, дневнике.
- Словесные указания или угрозы.
- Вспышки гнева у импульсивных подростков.
- Бессонница.
- Попытки самоубийства в прошлом.
Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений.
СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ
1.ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.
2.ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.
- БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез.
4.ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.
5.ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.
6.Если Вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма, телефонные звонки.
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО КЛИЕНТА
1.НЕ ВПАДАТЬ В ПАНИКУ.
2.ВЕЖЛИВО И ОТКРЫТО ПРИНЯТЬ КЛИЕНТА КАК ЛИЧНОСТЬ.
3.СТИМУЛИРОВАТЬ БЕСЕДУ, НЕ УПУСКАЯ НИКАКУЮ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
4.ТАКТИЧНО ИСКАТЬ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ КЛИЕНТ ЛЮБИМ И НУЖЕН.
- ВОЗРОЖДАТЬ НАДЕЖДУ И ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ СУИЦИДУ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ.
- НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ДАЖЕ ТЕНИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
7.РАЗРЕШАТЬ КЛИЕНТУ ПРОЯВЛЯТЬ ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ.
- БЛОКИРОВАТЬ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ИНТЕРВЕНЦИЮ.
9.БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ПРЕДПРИНЯТЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
10.ОБСУДИТЬ БЕСЕДУ И СВОЕ СОСТОЯНИЕ С СУПЕРВИЗОРОМ.
Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам. В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:
1) не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
2) доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
3) не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
4) дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
5) сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
6) говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
7) постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
8) убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
9) не предлагайте упрощенных решений;
10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние; 14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Проводя беседу, необходимо стремиться установить тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенности человеку в своих силах и возможностях.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)
Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
Помогайте ребенку преодолеть тревогу — создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным — например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе — не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям — оговаривайте то, что будет происходить.
Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
У оптимистичных родителей — оптимистичные дети, а оптимизм — защита от тревожности.
Антистрессовые приемы для взрослых и подростков
Жизнь наша стремительно несется, всегда есть масса неотложных дел, больше и маленькие проблемы, частые стрессы. Бешенный темп жизни может привести к нервным срывам, депрессиям и реальным физическим заболеваниям. Предлагаю выбрать для себя, своих близких антистрессовые приемы, разработанные разными психологами. Уверена, некоторыми их них Вы уже пользуетесь.
- Хотя бы полдня в неделю нужно проводить так, как Вам нравится — гуляйте, танцуйте, плавайте или просто валяйтесь на диване с интересной книгой.
- Не реже раза в день говорите свом близким теплые слова, скорее всего они захотят ответить тем же. Очень важно осознавать, что тебя кто-то любит — это защита от серьезных нервных срывов.
- Если у Вас малоподвижный образ жизни, несколько раз в неделю давайте себе физическую нагрузку. Это может быть зарядка, активная прогулка в быстром темпе или то, что Вам больше подходит.
- Пейте больше воды.
- Хотя бы раз в неделю позвольте себе то, что «вредно», но доставляет Вам удовольствие — побалуйте себя сладеньким, нарушьте диету и т.д.
Внимание! Делать это нужно не часто, иначе пропадет эффект.
- Не позволяйте расхищать Вашу жизнь! Вы вправе не общаться с бесцеремонными людьми, не отвечать на некоторые телефонные звонки, оставлять без ответа «пустые» письма.
- Когда Вы подавленны или рассержены, попробуйте заняться интенсивной физической работой — уборка в доме, прополка огорода или что-то другое.
- Дайте возможность себе «выпускать пар», но делайте это наедине. Можно кричать, громко петь, мять бумагу, стоять на голове, танцевать. Главное — не «вмешивать» в свое настроение окружающих.
- Если нет аллергии, ешьте минимум один банан в день. Это чудодейственный продукт, который наряду с черным шоколадом прекрасно поддерживает нервную систему.
- Полезно слушать спокойную музыку на свой выбор или звуки природы, параллельно, если есть возможность, делая спокойные дыхательные упражнения.
Формирования у детей
навыков «безопасного участия в дорожном движении»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, обучение детей правилам дорожного движения – неотъемлемая часть. Авторитет педагога может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о правилах дорожного движения, педагоги обсуждают с детьми безопасный маршрут движения из дома в ДШИ и обратно, опасные участки в городе, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят машины.
Ребята подросткового возраста становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения. Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом. Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Проблему ДТП с участием детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, дополнительного образования, сотрудников ГИБДД и родителей
Практика показывает, что особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования позволяют достаточно эффективно использовать принцип непрерывности воспитания и обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дает свои результаты.
Несомненно, результаты работы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, тем не менее, они позволяют определить направление ее дальнейшей разработки, с целью выявления форм, методов и средств осуществления в условиях модернизации образования. Только совместными усилиями, собственным положительным примером можно научить детей безопасному поведению на дороге. Дети – наше будущее, и это будущее в наших руках, уважаемые взрослые!
Знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо постоянно, регулярно и через разные виды деятельности. А еще через детей мы можем повлиять на взрослых родителей. Может быть, когда родители с ребенком будут идти домой по проезжей части, а он им скажет: «Так нельзя! Это опасно! Надо по пешеходному переходу!», может тогда мы, взрослые, задумаемся о самом главном? О безопасности наших детей!
И.В. Гришанькина
Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России по Сковородинскому району
Памятка для родителей - водителей "Правила перевозки детей в автомобиле"
-Если вы сами всегда пристегиваетесь ремнями безопасности, то ребенок, глядя на вас, привыкает автоматически пристегиваться.
-Ремень должен быть отрегулирован по росту ребенка, следите, чтобы он был не на уровне шеи.
-Дети до 12 лет должны сидеть в специальном удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
-Учите ребенка правильно выходить из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
И.В. Гришанькина
Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России
по Сковородинскому району
Памятка для родителей!
Мы предупреждаем, что родители несут полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своих детей во время летних каникул!
Уважаемые родители!
Не оставляйте детей без присмотра вблизи водоёмов, не отпускайте несовершеннолетних на водные объекты без присмотра, не поручайте своим старшим детям, в особенности несовершеннолетним, присмотр на воде за младшими детьми!
В соответствии государственной программой Российской Федерации
«Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №296, получение экстренной
психологической помощи по общероссийскому детскому телефону доверия 8-800-
2000-122 включено в подпрограмму 3 "Обеспечение государственной поддержки
семей, имеющих детей". Проведение информационно-рекламной кампании по
продвижению единого общероссийского телефонного номера Телефона доверия
предусмотрено также соглашением между Фондом поддержки детей и субъектом
Российской Федерации.
17 мая 2019 года, в Международный день детского телефона доверия,
стартует новый этап кампании по продвижению единого общероссийского
детского телефона доверия 8-800-2000-122 среди детей и подростков. Фонд
поддержки детей проводит Всероссийский марафон «Баланс доверия»,
включающий велопробеги и телемост. Его цель – повышение узнаваемости
детского телефона доверия, а также повышение уровня доверия к телефону среди
детей и подростков как услуге экстренной психологической помощи в
конфликтных ситуациях, при стрессах, суицидальных настроениях,
межличностных проблемах.
В течение нескольких часов будет вестись трансляция из московской
студии, где будут сменять друг друга представители Фонда поддержки детей, психологи, популярные среди подростков артисты, музыканты и спортсмены.
Возможность задавать вопросы будет не только у детей и журналистов,
собравшихся в студии, но и у подростков, которые будут наблюдать за
трансляцией.
Просим предусмотреть проведение 17 мая на территории вашего региона
данного мероприятия и обеспечить в школах и других детских учреждениях
вашего региона подключение к трансляции Всероссийский марафон «Баланс
доверия». Марафон будет транслироваться на сайте telefon-doveria.ru. Начало – 17
мая 2019 г. 12:00 по московскому времени. Задать вопрос участникам телемоста,
находящимся в студии в Москве, можно будет на сайте telefon-doveria.ru (на
странице трансляции), а также в группах детского телефона доверия в социальных
сетях «ВКонтакте» (https://vk.com/tel88002000122), «Одноклассники»
(https://ok.ru/group/54285096386659), Facebook (https://www.facebook.com/telefondoveria88002000122/).
Данная акция позволит одновременно проинформировать всех российских детей и подростков о возможности получения психологической помощи в
ситуации стресса из-за экзамена, конфликта со сверстниками или родителями,
неразделенной любви и уберечь их от психологических проблем и непоправимых
действий.
Надеемся на плодотворное сотрудничество в интересах детей.
Как защитить себя от заражения острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом.
1.Поставьте прививку против гриппа.
Наиболее эффективной мерой защиты от заболевания гриппом на настоящий момент является вакцинация. Иммунизация вакциной против гриппа показана как взрослым, так и детям с 6 месяцев жизни. Через 1-2 недели после постановки вакцины формируется защитный иммунитет, который сохраняется до 1 года, поэтому так важно иммунизироваться ежегодно.
2. В целях профилактики гриппа и ОРВИ соблюдайте меры личной и общественной профилактики:
ограничивать пребывание в местах массового скопления людей (театры, кафе и прочие места, где могут оказаться инфицированные люди), поездки, визиты к друзьям;
регулярно проводить влажную уборку и проветривать помещения;
шире использовать средства неспецифической профилактики (экстракт элеутерококка, витамины, сироп из плодов шиповника), употреблять в пищу продукты, содержащие фитонциды – лук, чеснок.
соблюдать правила личной гигиены. Возьмите себе за правило, как можно чаще тщательно мыть (или обрабатывать антисептиком) руки, особенно после соприкосновений с ручками дверей, уборными, поручнями в общественных местах. Не трогайте грязными, немытыми руками нос, глаза, рот;
использовать одноразовые медицинские маски. Причем одевать ее стоит как раз на больного человека, чтобы исключить попадание в пространство крупных частиц слюны при кашле и чихании.
Ведите здоровый образ жизни, сбалансированно питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой!
При возникновении симптомов заболевания (повышение температуры, насморк, кашель, головная боль, слабость) оставайтесь дома и вызовите врача. Самолечение при гриппе и ОРВИ недопустимо!!!
Соблюдение всех этих рекомендаций поможет нам предупредить возникновение и распространение заболеваний ОРВИ и гриппа!!!
Как защитить себя от заражения острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом.
1. Поставьте прививку против гриппа.
Наиболее эффективной мерой защиты от заболевания гриппом на настоящий момент является вакцинация. Иммунизация вакциной против гриппа показана как взрослым, так и детям с 6 месяцев жизни. Через 1-2 недели после постановки вакцины формируется защитный иммунитет, который сохраняется до 1 года, поэтому так важно иммунизироваться ежегодно.
2. В целях профилактики гриппа и ОРВИ соблюдайте меры личной и общественной профилактики:
ограничивать пребывание в местах массового скопления людей (театры, кафе и прочие места, где могут оказаться инфицированные люди), поездки, визиты к друзьям;
регулярно проводить влажную уборку и проветривать помещения;
шире использовать средства неспецифической профилактики (экстракт элеутерококка, витамины, сироп из плодов шиповника), употреблять в пищу продукты, содержащие фитонциды – лук, чеснок.
соблюдать правила личной гигиены. Возьмите себе за правило, как можно чаще тщательно мыть (или обрабатывать антисептиком) руки, особенно после соприкосновений с ручками дверей, уборными, поручнями в общественных местах. Не трогайте грязными, немытыми руками нос, глаза, рот;
использовать одноразовые медицинские маски. Причем одевать ее стоит как раз на больного человека, чтобы исключить попадание в пространство крупных частиц слюны при кашле и чихании.
Ведите здоровый образ жизни, сбалансированно питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой!
При возникновении симптомов заболевания (повышение температуры, насморк, кашель, головная боль, слабость) оставайтесь дома и вызовите врача. Самолечение при гриппе и ОРВИ недопустимо!!!
Соблюдение всех этих рекомендаций поможет нам предупредить возникновение и распространение заболеваний ОРВИ и гриппа!!!
ВАКЦИНА – ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА ОТ ГРИППА И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЙ!!!
Грипп – острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают первое место в мире среди инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире заболевает гриппом до 500 млн. человек, из которых 2 млн. умирает.
В связи с тем, что заболевание гриппом имеет сезонный характер, рекомендуется проводить вакцинацию ежегодно в начале осени.
Целесообразность ежегодной вакцинации определяется тем, что, во-первых, новый вирус гриппа по своим свойствам отличается от прошлогоднего, а во-вторых, титр антител после вакцинации снижается в течении года
«Не так страшен грипп, как его осложнения», что является абсолютно верным утверждением. Грипп угнетает иммунитет и, тем самым, способствует присоединению бактериальных инфекций, что, в свою очередь, приводит к опасным осложнениям гриппа.
Вакцинация помогает сократить количество случаев госпитализации и смертельных исходов в результате осложнений связанных с гриппом:
• По поводу пневмоний уменьшается число госпитализированных среди взрослого населения на 40%, среди пожилых людей от 45 до 85%
• На 40-70% снижается частота острого среднего отита, который является распространенным осложнением гриппа у детей.
• Сокращается (потенциально на 20%) частота обострений хронического бронхита.
• Установлена эффективность в отношении профилактики бронхиальной астмы (частота обострений снижается на 60-70%)
Вакцинация 70-80% любого коллектива значительно снижает заболеваемость гриппом в этом коллективе.
ВАКЦИНА – ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА ОТ ГРИППА И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЙ!!!
Грипп – острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают первое место в мире среди инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире заболевает гриппом до 500 млн. человек, из которых 2 млн. умирает.
В связи с тем, что заболевание гриппом имеет сезонный характер, рекомендуется проводить вакцинацию ежегодно в начале осени.
Целесообразность ежегодной вакцинации определяется тем, что, во-первых, новый вирус гриппа по своим свойствам отличается от прошлогоднего, а во-вторых, титр антител после вакцинации снижается в течении года
«Не так страшен грипп, как его осложнения», что является абсолютно верным утверждением. Грипп угнетает иммунитет и, тем самым, способствует присоединению бактериальных инфекций, что, в свою очередь, приводит к опасным осложнениям гриппа.
Вакцинация помогает сократить количество случаев госпитализации и смертельных исходов в результате осложнений связанных с гриппом:
• По поводу пневмоний уменьшается число госпитализированных среди взрослого населения на 40%, среди пожилых людей от 45 до 85%
• На 40-70% снижается частота острого среднего отита, который является распространенным осложнением гриппа у детей.
• Сокращается (потенциально на 20%) частота обострений хронического бронхита.
• Установлена эффективность в отношении профилактики бронхиальной астмы (частота обострений снижается на 60-70%)
Вакцинация 70-80% любого коллектива значительно снижает заболеваемость гриппом в этом коллективе.
Грипп и (ОРВИ) являются одной из самых актуальных проблем здравоохранения в нашей стране: на их долю приходится около 90% всей инфекционной заболеваемости. В России ежегодно регистрируется от 27,3 до 41,2 млн. случаев этих заболеваний.
Кто является источником инфекции?
Источник инфекции является больной человек. Основным путем распространения вирусов гриппа является:
- при разговоре;
- кашель и чихании.
Симптомы гриппа:
- начинается остро с резкого подъема температуры (до 38 С - 40 С);
- сухой кашель или першение в горле
- интоксикация (озноб, боли в мышцах, головная боль, боль в глазных яблоках);
- насморк обычно начинается спустя 3 дня.
- возникает мучительный сухой кашель, может сопровождаться болью за грудиной.
Симптомы ОРВИ:
- температура повышается незначительно, редко выше 38,5 С;
- симптомы интоксикации выражены слабо.
- частый, преобладающий симптом – насморк, заложенность носа, чихание;
- Кашель, ощущение дискомфорта в груди.
Итак, чтобы не заболеть ОРВИ и гриппом, необходимо:
- Своевременно вакцинироваться.
- Мыть руки. Всегда это делать перед приёмом пищи и после прогулок.
- Принимать витамины. Грипп атакует организм когда он ослаблен вследствие нехватки витаминов.
- Клюквенный и брусничный морс – они очень эффективны в профилактике ОРВИ и гриппа.
- Активный образ жизни. Это также повышает иммунитет;
- Одеваться по сезону;
- Марлевая маска и оксолиновая мазь.
- Препараты, включающие в себя интерферон («Реаферон», «Гриппферон» - капли в нос. «Виферон» - в форме ректальных свечей и интраназальной мази (для носа).
- Проветривайте помещения, проводите влажную уборку.
Что делать, если вы заболели?
1. При первых симптомах необходимо обратиться к врачу.
2. Соблюдайте постельный режим и следуйте всем рекомендациям врача.
Самолечение при гриппе недопустимо. Ведь предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными.
Осложнения при гриппе и ОРВИ:
1. Пневмония, как правило, вызванная бактериями, рениты, синуситы, отиты, бронхит.
2. Миокардиты, перикардиты.
3. Менингиты, энцефалиты.
4. Обострение хронических заболеваний, (бронхиальная астма, хронический бронхит, заболевание почек, сердечно-сосудистые заболевания и др.).
Почему же выделяют грипп из обширной группы ОРВИ?
- Для гриппа характерно возникновение эпидемий, охватывающих значительную часть населения.
- Грипп протекает тяжелее, дает несколько большую смертность, чаще дает осложнения.
Берегите себя и своих близких!!!!!!!!
Что такое пневмококковая инфекция?
ПНЕВМОКОКК – это микроб овальной формы, окруженный плотной капсулой. Наличие капсулы делает пневмококк неуязвимым для действия защитных сил организма ребенка.
Какие заболевания вызывает пневмококк?
МЕНИНГИТ- воспаление твердой оболочки мозга. Симптомы менингита включают в себя лихорадку (повышение температуры тела до 38 С и выше), спутанность сознания, светобоязнь, отказ от еды, срыгивание, рвота, громкий крик, напряжение затылочных мышц.
БАКТЕРИЕМИЯ – заражение крови. Симптомы могут совпадать с симптомами пневмонии и менингита, обязательно наличие лихорадки до 39 С и выше. Также могут наблюдаться боль в суставах, озноб, боль в животе, тошнота, рвота, понос.
ПНЕВМОНИЯ – воспаление легких. Пневмония сопровождается лихорадкой, кашлем, одышкой, болю в груди, общей слабостью.
ОСТРЫЙ СРЕДНИЙ ОТИТ – воспаление среднего уха. При отите ребенок беспокоен, отказывается от еды, не может сосать грудь или соску, резко отдергивает голову, крутит головой, плачет, дерет уши. Наблюдается повышение температуры тела (до 38 С и выше). Плачь при попытке надавливания на козелок, вытекание жидкости ли гноя из уха.
Насколько опасен пневмококк?
В настоящее время пневмококки являются одной из лидирующих причин детской смертности. Риск развития заболеваний, вызванных пневмококковой инфекцией, повышен, если это:
- дети первых 2-х лет;
- недоношенные дети;
- дети с хроническими заболеваниями;
- дети на искусственном и смешанном вскармливании;
- дети из семей, где проживает больше 1-го ребенка;
- дети посещающие организованные коллективы – ясли, детские сады, группы здоровья.
Как происходит заражение пневмококковой инфекцией?
Распространение пневмококка от человека к человеку происходит преимущественно воздушно-капельным путем, при кашле или чихании, а также при контакте с предметами, (контактный путь), которые соприкасались со слюной (ложки, чашки, игрушки и т.д.).
Опасность заболеть существует круглый год. Излюбленным местом обитания пневмококка является носоглотка. Источником инфекции являются, как больные пациенты, так и здоровые носители.
Профилактика пневмококковой инфекции.
В настоящее время доступна вакцинация от пневмококковой инфекции, начиная с 2-х месячного возраста. Прививка эффективно защитит Вашего малыша от пневмококковой инфекции, вызываемой серотипами пневмококка, включенными в состав вакцины.
- Памятка_Как_защитить_себя_от_заражения_ОРВИ.docx
- Памятка_Что_такое_пневмококковая_инфекция.docx
Энтеровирусная инфекция – инфекционное заболевание, вызываемое определенным видом вируса. Энтеровирус входит в группу кишечных вирусов.
Имеет много разновидностей (серотипов). Они способны поражать многие ткани и органы человека (центральная нервная система, сердце, легкие, печень, почки и др.) и это определяет значительное клиническое многообразие вызываемых ими заболеваний.
Заболевание носит сезонный характер, вспышки возникают в весенне-летний и летне-осенний периоды. Заражение происходит через воду, продукты питания, а также испражнения больного, через мельчайшие капельки слюны и мокроты при кашле и чихании. Очень часто заражение происходит при купании в открытых водоемах.
Энтеровирусы устойчивы во внешней среде: хорошо переносят низкие температуры (в условиях холодильника они сохраняются в течение нескольких недель), в водопроводной воде выживают до 18 дней, в речной воде – около месяца, в очищенных сточных водах – до двух месяцев, а также на предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). Вирус быстро погибает при прогревании, кипячении, при воздействии хлорсодержащих препаратов, ультрафиолетового облучения.
Как проявляется инфекция?
Вирус поражает все органы и ткани, но в основном поражается нервная ткань, сердце, печень, поджелудочная железа, мышечная ткань, глаза. Заражаться может каждый, но чаще болеют дети.
Заболевание начинается с повышения температуры до 38-40˚ С, слабости, головной боли, тошноты, рвоты, светобоязни. Эти симптомы могут сопровождаться болями в области сердца, живота, мышцах, боли в горле, герпетическими высыпаниями на дужках и миндалинах. В некоторых случаях наблюдаются катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, насморк, кашель. На 1-2 день болезни появляется сыпь, преимущественно на руках, ногах, вокруг и в полости рта, которые держатся в течение 24-48 часов (иногда до 8 дней) и затем бесследно исчезают.
Иногда могут развиться острые вялые параличи конечностей, судороги, дрожание конечностей, косоглазие, нарушение глотания, речи и др.
Что делать, если ты заболел?
В случае появления этих жалоб необходимо немедленно обратиться к врачу, не ждать, надеясь, что все пройдет, не пытаться самостоятельно лечиться. Необходимо срочно поместить больного в стационар, т.к. он может быть источником заражения людей, проживающих рядом.
Как себя защитить?
Меры неспецифической профилактики энтеровирусной инфекции такие же, как при любой острой кишечной инфекции — необходимо соблюдать следующие правила:
- для питья использовать только кипяченую или бутилированную воду;
- мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи и после каждого посещения туалета, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- перед употреблением фруктов, овощей, их необходимо тщательно мыть с применением щетки и последующим ополаскиванием кипятком;
- купаться только в официально разрешенных местах, при купании стараться не заглатывать воду;
- не приобретать продукты у частных лиц, в неустановленных для торговли местах.
При контакте с больным энтеровирусной инфекцией необходимо наблюдать за состоянием своего здоровья и при появлении каких-либо жалоб немедленно обратиться к врачу!
Помните, что заболевание легче предупредить, соблюдая элементарные меры профилактики, чем лечить.
О профилактике туберкулеза
Информация для родителей по профилактике туберкулеза,особенностях проявления болезни,путях передачи и мерах борьбы с этой инфекцией.
Каждый год на Земле миллионы людей погибают от туберкулеза, несмотря на то, что для лечения больных уже в течение нескольких десятилетий существуют эффективные лекарства. Чтобы привлечь внимание к тому, что на большей части нашей планеты туберкулез продолжает оставаться «убийцей № 1» среди всех инфекционных заболеваний, ежегодно 24 марта проводится Всемирный день борьбы с туберкулезом.
Эта дата выбрана не случайно. Именно в этот день более 120 лет назад Роберт Кох выступил в Берлине с сенсационным для научной общественности заявлением. Он объявил об открытии возбудителя этого опасного заболевания – микобактерии туберкулеза. В те годы туберкулез был широко распространен в Европе и Америке, являясь причиной смерти каждого седьмого жителя планеты. Открытие позволило существенно продвинуться в области диагностики и лечения этого заболевания.
Туберкулез (от лат. tuberculum — бугорок) — волнообразно протекающая хроническая инфекционная болезнь, характеризующаяся различной, но преимущественно легочной локализацией, полиморфизмом клинических проявлений, интоксикацией и аллергизацией организма. Наряду с легочным туберкулезом возможно развитие и внелегочных форм, поскольку туберкулез способен поражать все органы и ткани человеческого организма, исключая только ногти и волосы. История туберкулеза В истории человечества туберкулез является одним из основных заболеваний-«убийц». По оценке ВОЗ, в 90-х гг. XX столетия было зарегистрировано 90 млн. новых случаев туберкулеза и 35 млн. летальных исходов, связанных с этим заболеванием. В современных публикациях туберкулез все чаще упоминается среди так называемых «возрождающихся» (англ. emerging/reemerging) инфекций.
Признаки и симптомы туберкулеза
Симптомы и признаки туберкулеза могут быть самыми разнообразными. Вообще, симптомы туберкулеза зависят от типа развития болезни, ее формы, места локализации инфекционного процесса и, конечно же, от индивидуальных особенностей организма больного. Большое разнообразие симптомов туберкулеза затрудняет распознавание этой болезни, что в свою очередь является причиной позднего обращения к врачу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Симптомы туберкулеза. Общее состояние больного: больные с ограниченными формами туберкулеза жалуются на повышенную утомляемость, слабость, особенно выраженную в утренние часы, также характерно снижение работоспособности. Дети начинают отставать в учебе, плохо спят, теряют аппетит. Общий вид больного: больные туберкулезом теряют в весе и потому выглядят худыми, лицо бледное, черты лица заостряются и потому лицо кажется более красивым, на фоне бледной кожи лица на щеках заметен румянец. Больные с хроническим туберкулезом сильно истощены. Повышение температуры: при ограниченных формах туберкулеза повышение температуры незначительное (37,5-38 С), но длительное. Температура повышается вечером или в ночное время, ночью наблюдаются сильные поты, озноб. В этом состоит главное отличие температуры при туберкулезе от температуры при других болезнях: при ОРЗ, бронхите, пневмонии температура может достичь более высоких отметок, но быстро проходит и не сопровождается обильными ночными потами. Сильная температура при туберкулезе характерна только для массивных форм туберкулеза. Кашель: кашель является постоянным симптомом туберкулеза легких. В начале болезни кашель сухой, настойчивый, обостряется по ночам и утром. При дальнейшем развитии болезни кашель может стать влажным с выделением мокроты.
Кашель при туберкулезе хронический, поэтому присутствие кашля более чем 3 недели должно насторожить и стать причиной обращения к врачу. При ОРЗ, бронхите или пневмонии также может быть кашель, однако в отличие от кашля при туберкулезе, кашель в случае этих болезней длится не так долго и имеет другой характер. Кровохарканье: это один из важных признаков туберкулеза легких. Кровохарканье появляется при инфильтративном туберкулезе, а также при других формах этой болезни. Обычно кровохарканье возникает после приступа кашля, в этом случае вместе с мокротой больной отхаркивает и небольшое количество свежей крови. При туберкулезе легких возможно развитие легочного кровотечения («кровь горлом») – тяжелое и опасное для жизни больного состояние, требующее немедленной медицинской помощи. Кровохарканье при туберкулезе следует отличить от кровохарканья при раке легкого или при сердечной недостаточности.
Меры профилактики туберкулеза
• Здоровый образ жизни: правильное питание (достаточное употребление в пищу мяса, молочных продуктов, овощей и фруктов);
• регулярная физическая активность;
• полноценный отдых;
• отказ от курения, алкоголя, наркотиков.
• соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, посуды с использованием моющих средств и проточной воды),
• влажная уборка и проветривание жилых помещений.
• Обязательная термическая обработка мяса и молока.
• Пользование индивидуальными гигиеническими средствами и посудой.
• Обязательная вакцинация БЦЖ при рождении и ревакцинация в 6-7 лет.
• Своевременная диагностика туберкулеза и завершение полного курса лечения.
Мы желаем Вам здоровья!
В связи с наступлением весеннего сезона, характеризующегося таянием льда и снега, будьте осторожны при нахождении у водоемов.
В связи с этим напоминаем, о том, как действовать, если на ваших глазах под лед провалился человек. В первую очередь вызовите спасателей (телефон:112 или 101). И только затем, если Вы уверены в своих силах, постарайтесь приблизиться к нему ползком, широко раскинув руки и ноги, это увеличит площадь опоры. Помните, к краю полыньи подползать нельзя, иначе также можно оказаться в воде. Бросьте пострадавшему связанные ремни или шарфы, любую доску, жердь или лыжи. Имейте в виду, действовать нужно быстро и решительно, поскольку человек в ледяной воде очень скоро коченеет, а намокшая одежда тянет его вниз. Если вам удалось вытащить пострадавшего на лед, от опасной зоны удаляйтесь только ползком.
Если же вы сами провалились, постарайтесь не впадать в панику. Широко раскиньте руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться с головой под воду. Старайтесь без резких движений выбираться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда шли до этого.
Не подвергайте свою жизнь неоправданному риску. Не выходите на лёд!
Правила_перехода_по_льду_водоемов.pdf
ПАМЯТКА_Осторожно_тонкий__лед.pdf
Памятка_осторожно_тонкий_лед.pdf
КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИДА
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!
ЧТО БОЛЬШИНСТВО САМОУБИЙСТВ,
СВЯЗАНО С КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СЕМЬЕ.
К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Исследования показали, что у большинства самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были конфликтными. Среди причин суицида также отмечались плохие отношения со сверстниками, чувства одиночества и безответной любви, проблемы, связанные с учёбой.
ЧЕМ ЛУЧШЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ТЕМ МЕНЬШЕ ПРОЦЕНТ ПОДРОСТКОВ, ЗАДУМЫВАЮЩИХСЯ О САМОУБИЙСТВЕ!
ВАЖНО ЗНАТЬ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К СМЕРТИ
И ВОЗМОЖНОМУ САМОУБИЙСТВУ
■ до 5 лет— нет еще устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством. «Внутреннее» и «внешнее» еще окончательно не разделены для ребенка. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» еще полностью ими не осознаются. Ребенку кажется, что смерть — это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни.
■ старший дошкольникимеет достаточно четкое представление о смерти, часто представляет смерть в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.
■ подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти, они могут относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм, и неадекватное представление о собственной компетентности, снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Страхи нередко бывают беспредметные, возникающие вследствие «философской интоксикации» Провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое умышленное самоповреждение подростка следует рассматривать как поступок, опасный для его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьезности.4
ПОМНИТЕ!
Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку в целях воздействия на окружающих, этот способ разрешения ситуации — и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма плачевными.
РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО АФФЕКТЫ РАЗРУШИТЕЛЬНЫ ДЛЯ
ПОДРОСТКА. СУИЦИДАЛЬНАЯ УГРОЗА, ВЫСКАЗАННАЯ В АФФЕКТЕ, КАК ПРАВИЛО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ПОСЛЕДСТВИЯ БЫВАЮТ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫМИ.
Если скандал разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ЗА СВОИМ РЕБЕНКОМ ТАКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
1.СЛОВЕСНЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ
■ прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
■ косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»,
«Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
■ много шутит на тему самоубийства;
■ проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2.В ПОВЕДЕНИИ:
■ раздает другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;
■ демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде — ест слишком мало или слишком много;
- во сне — спит слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде — становится неряшливым;
- в школьных привычках — пропускает занятия; не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;
- замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно, то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
КАК ПОМОЧЬ?
- УСТАНОВИТЕ ЗАБОТЛИВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЁНКОМ. Не читайте ребёнку моралей, а всячески поддержите его. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота, участие и доброе слово близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребенка.
- БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМ СЛУШАТЕЛЕМ. Если ребёнок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить подросток. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка
- ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», — то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если ребёнок ответит: «Нет», — то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у ребёнка её не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства.
- НЕ НУЖНО ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЁНКА ПРЫГАТЬ ВЫШЕ ГОЛОВЫ.
Может, те результаты, которые он сейчас показывает, — это его планка.
- УВАЖАЙТЕ РЕБЁНКА, ЕГО МНЕНИЕ, НЕ ВБИВАЙТЕ ЕМУ В ГОЛОВУ СВОИ СТЕРЕОТИПЫ. Он личность.
- ТАКЖЕ НЕ СЛЕДУЕТ ПОУЧАТЬ И УКАЗЫВАТЬ НА ВСЕ ТЕ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ПОДРОСТОК ОБЯЗАН ЖИТЬ. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы;
- ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К СПЕЦИАЛИСТАМ. При суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты способны понять сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.
6
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
ЕСЛИ РЕБЕНОК СОВЕРШИЛ СУИЦИД?
- НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- ПОСЛЕ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К ДЕТСКОМУ ИЛИ РАЙОННОМУ ПСИХИАТРУ
(В ВОЗРАСТЕ ДО 15 ЛЕТ С СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ; ПОСЛЕ 15 ЛЕТ— С СОГЛАСИЯ ПОДРОСТКОВ).
В случае отказа от помощи психиатра, психотерапевта ребёнок (подросток) направляется под наблюдение психолога медико-социального отделения (кабинета) детской территориальной поликлиники
- В ДИАГНОСТИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ СЛУЧАЯХ РАЙОННЫЕ ИЛИ УЧАСТКОВЫЕ ПСИХИАТРЫ МОГУТ НАПРАВИТЬ РЕБЁНКА В
ОБЛАСТНОЙ КАБИНЕТ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ
НАСЕЛЕНИЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ И С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Специалисты областного кабинета осуществляют комплексное психолого-психиатрическое и функциональное обследование, дифференциальную диагностику и подбор адекватной терапии в амбулаторных условиях, определяют индивидуальную психотерапевтическую стратегию и тактику, решают вопросы госпитализации по показаниям. Ребёнок (подросток), получивший специализированную помощь в областных лечебных учреждениях проходит по месту жительства у детского/районного психиатра, психотерапевта, психолога курсовую реабилитацию согласно рекомендациям областных специалистов.
Центральным звеном лечебного воздействия является ПСИХОТЕРАПИЯ.
Учитывая серьезность состояния, с информированного согласия родителей и законных представителей, психотерапевтическая коррекция у большинства пациентов опирается на психофармакологическую поддержку.
ВОПРОСЫ ЛЕЧЕНИЯ НАХОДЯТСЯ ТОЛЬКО В КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА-ПСИХИАТРА,
ПСИХОТЕРАПЕВТА, ИМЕЮЩЕГО СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СУИЦИДОЛОГИИ.
Терапия включает в себя три этапа лечения: начальный — 1-2 недели, собственно, терапевтический 6-8 недель и поддерживающей терапии 6-9 месяцев.
При риске рецидива продолжительность поддерживающего лечения должна быть 2 года и более.
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
(МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
8 (4 1 6 2) 2 2 6 -5 0 5
8 (4 1 6 2) 2 2 6 -2 0 9
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Амурский областной институт развития образования»
8 (4 1 6 2) 2 2 6 -2 7 0
8 (4 1 6 2) 2 2 6 -2 6 3